Методическая копилка Игнатов М.А.

 

 

- Методическое пособие на тему: "Содержание спортивной тренировки борцов на этапе начальной подготовки" Игнатов М.А.

- Методическая разработка. Практика работы со спортивным резервом, перспективы, проблемы и пути их решения». Тема: «Спортивная тренировка» Исполнитель: Тренер-преподаватель МБУ ДО ОСШ по СЕ отделения Спортивной борьбы Игнатов Михаил Анатольевич

 


ОДИНЦОВСКАЯ  ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ  СПОРТИВНАЯ  ШКОЛА ПО  СПОРТИВНЫМ  ЕДИНОБОРСТВАМ

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 

«ПРОГРАММЫЙ  МАТЕРИАЛ  ДЛЯ  СПОРТИВНЫХ  ШКОЛ  ГРЕКО-РИМСКОЙ  БОРЬБЫ» 

 

 

    Рассмотрена на тренерском совете

    и  рекомендована  к  использованию  в

    тренировочном  процессе

    «        »  января  2019  года

 

 

 

                                                                                     Исполнитель:

                                                            Инструктор-методист  МБУС ОСШ ПО СЕ

                                                          

                                                                 Игнатов Михаил Анатольевич

 

 

 

г. Одинцово 2019

 

 

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ

ЮНЫХ БОРЦОВ

 

Обучение - это двусторонний активный процесс взаимосвязанной деятельности тренера-преподавателя и спортсменов. Цель его - вооружить обучаемых необходимыми знаниями, двигательными навыками и умениями, максимально развить их физические способности. Кроме того, известно, что дети, хорошо подготовленные физически, легче переносят не только продолжительные физические, но и умственные нагрузки, у них медленнее наступает процесс утомления в ходе напряженной учебы, дольше сохраняется устойчивость умственной работоспособности. Установлено, что у детей, имеющих отличную оценку по физкультуре, к концу шестого часа занятий по теоретическим дисциплинам устойчивость внимания падает лишь на 6,4 %, а у детей, имеющих удовлетворительную оценку - на 28,2 %. Быстрота запоминания книжного текста у первых снижается на 4,8%, у вторых - на 15 %. Работоспособность детей восстанавливается быстрее, если их умственная деятельность чередуется с физической.

Физические качества обладают свойством «переноса», то есть могут быть использованы в любых видах двигательной деятельности. Поэтому совокупность   условных   рефлексов,   образующихся   при   физической тренировке, служит базой, на которой быстро формируются новые движения и действия, необходимые для работы.

Качественно отработать учебную программу позволяет индивидуализация обучения, то есть такое построение учебно-тренировочного процесса и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к обучаемым и создаются условия для наибольшего развития их двигательных способностей.

Предметом индивидуализация обучения являются отдельные методы (методические приемы) и принципы педагогических воздействий с целью физического совершенствования юных борцов.

Зачем нам нужен индивидуальный подход в обучении? А нужен он потому, что без учета индивидуальных (объективно существующих) особенностей детей успеха здесь не достичь. Таким образом, индивидуальный подход является объективной стороной индивидуализации обучения.

Обучение предполагает активное участие в нем тренера-преподавателя (субъекта). И хотим мы того или не хотим, но каждый тренер будет учить по-своему, вырабатывая свой индивидуальный стиль преподавания, являющийся субъективной стороной индивидуализации обучения.

В спорте принято, что необходима единая методика преподавания учебного материала и на первый взгляд индивидуальный стиль вступает в некое противоречие с ней. Но это если единую методику преподавания и индивидуальный стиль понимать догматически, а не творчески.

Единая методика — это некоторое количество взаимосвязанных между собой методов и способов обучения, а индивидуальный стиль указывает на качественное своеобразие названной методики в достижении поставленной задачи.

Индивидуальный стиль служит способом реализации творческого потенциала тренера-преподавателя и существенно влияет на успешность его деятельности. Изучение и практическое осуществление формирования такого стиля является актуальной задачей в плане повышения квалификации самих тренеров.

Индивидуальный стиль деятельности — это определенная система
взаимосвязанных целесообразных способов действий, благодаря которой люди с различными свойствами нервной системы, добиваются одинаково высоких результатов в деятельности, используя при этом разные приемы и способы работы.

Для изучения индивидуального стиля деятельности тренера-преподавателя на занятиях необходимо раскрыть специфику и содержание структурных компонентов его труда. Диапазон деятельности тренера широк: от учебно-тренировочной, воспитательной до хозяйственной и организационной в разнообразных их формах. Ведущими являются учебно-тренировочная ,и воспитательная работа тренера. Сложность ее обусловлена спецификой задач, содержанием и условиями проведения занятий. У тренера особый вид деятельности - обучение двигательным действиям,    причем    процесс    обучения    подчинен    закономерностям образования систем специальных знаний, навыков и физических качеств. Общеизвестно, что у людей различные типы нервной системы и проводя работу по индивидуализации обучения, необходимо выделять следующие компоненты педагогической деятельности:

1. Конструктивные - учет личной подготовленности и выявление
индивидуальных особенностей;

2. Организаторские    -    умение    планировать     свою    работу,
организовывать учебно-тренировочный  процесс,  подготавливать
учебно-материальную   базу,   управлять   своим   состоянием   в процессе деятельности, налаживать деловые контакты с людьми

по рабочим вопросам, анализировать результаты своего труда;

3.      Коммуникативные - способности тренера устанавливать деловые,
дружеские контакты с обучаемыми, коллегами по работе, со
старшими, с представителями других специальностей.

Приступая к реализации индивидуализации в обучении, в зависимости от преобладания конструктивных, организаторских и коммуникативных компонентов деятельности выделяют три индивидуальных стиля в работе тренеров-преподавателей:

1.  Организаторско-коммуникативный    стиль присущ тренерам с сильной относительно возбуждения подвижной нервной системой. Его основными признаками являются:

-        краткость и схематичность план-конспекта занятий;

-        быстрота и четкость организации обучаемых в начале занятия;

-        требовательность при выполнении распоряжений и команд;

-        творческий и разнообразный характер ведения занятий, склонность
к импровизации;

-        повышенный и неравномерный темп ведения занятий;

-        оперативность в решении педагогических задач непосредственно
в ходе занятий (срочные перестроения, организация обучаемых);

использование разнообразных методических приемов обучения и
способов педагогических воздействий;

-        дисциплинирование обучаемых непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них;

-        использование различных форм и средств общения с обучаемыми
(юмор, шутки, мимика, пантомима и т.д.);

-        неравномерность тона обращения к обучаемым - резкий переход
от спокойного до повышенного в категорической форме;

-        выразительность,   эмоциональность   речи,   богатство   жестов   и
мимики.

2.      Конструкторско-организаторский   стиль   присущ   тренерам   с
сильной  относительно  возбуждения  инертной  нервной  системой.  Его
основными признаками являются:

-        заблаговременная и тщательная подготовка к занятиям;

-        предварительное обдумывание предстоящих действий на занятии,
повышенный контроль за их выполнением;

-        соответствие проводимого занятия намеченному плану;

-        устойчивость системы требований к организации обучаемых в начале
занятия и в ходе его;

-        медленное, постепенное начало занятия;

-        полнота и точность объяснения приемов и действий;

-        контроль  за  качеством  выполнения  упражнений,  указаний  и
распоряжений тренера;

-        равномерный темп ведения занятий;

-        предупредительное дисциплинирование обучаемых до нарушения;

-        однообразный набор дисциплинарных воздействий;

-        относительная бедность и стандартность средств общения;

-        устойчивый,   преимущественно   спокойный,   тип   обращения   к
обучаемым.

3.      Конструктивнее-коммуникативный стиль присущ тренерам со
слабой нервной системой. Его основными признаками являются:

-        повышенная ответственность к подготовке и проведению занятий;

-        тщательность и детализация в отборе учебного материала;

-        заблаговременная подготовка к занятиям;

-        повышенное   внимание   к   организации   обучаемых   в   начале
занятия;

соответствие занятия намеченному плану;

-        удачный выбор, своего места и рациональные перемещения в на ковре;

-        усиленный контроль за правильностью выполнения приемов и
действий, исполнения команд, сохранения дисциплины;

-        дисциплинирование    обучаемых    преимущественно    в    целях
предупреждения нарушений;

-        использование системы индивидуальных заданий;

-        ровный, спокойный тон обращения к обучаемым.

Можно предположить или представить образ идеального тренера-
преподавателя и в целях приближения к этому идеалу предлагаются следующие рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса, позволяющие людям разного темперамента качественно решать задачи занятий.

Тренерам-преподавателям с сильной относительно возбуждения подвижной нервной системой рекомендуется:

-        быстро четко организовывать обучаемых в начале занятий;

-        объяснение техники выполнения приема сочетать с показом как
в целом, так и отдельных его элементов;

-        при выполнении обучаемыми двигательных задач больше делать
замечаний для их решений;

-        в общении с обучаемыми наряду с распоряжениями и командами

-        использовать шутки, юмор, жесты, мимику;

-        требовать  выполнения  обучаемыми  всех  своих распоряжений,
добиваться высокой дисциплины и порядка на занятиях;

-        постепенно повышать темп занятия в соответствии с закономерностями физиологической кривой, сдерживать увеличение темпа в первые минуты занятия.

Тренерам-преподавателям с сильной относительно возбуждения инертной нервной системой рекомендуется:

при  построении  группы  требовать  выполнения  распоряжений
всеми обучаемыми; на первом занятии считается даже возможным
затратить больше времени по сравнению с запланированным;

-        четко   объяснять   технику   изучаемых   приемов,   не   увлекаясь
подробным анализом деталей их выполнения, в целях экономии
времени объяснение приемов сочетать с их показом;

-        на первых занятиях добиваться исправления у всех обучаемых
типичных ошибок в технике выполнения;

-        заранее  обдумывать  весь  процесс  общения  с  обучаемыми  в
течение занятия;

-        на протяжение  всего  занятия  быть  спокойным,  сдержанным,
терпеливым;

-        сохранять постепенность в повышении темпа занятия в соответствии с физиологической кривой;

-        следить за выполнением всех запланированных задач занятия.

Тренерам-преподавателям      со      слабой      нервной      системой рекомендуется:

-        перед началом занятия повторить самому несколько раз запланированные для изучения приемы и действия, а если в группе есть хорошо подготовленные обучаемые, то использовать их для показа упражнений;

-        занятие   начинать   только   тогда,   когда   будет   организованно
внимание    всей    группы,    переждать    несколько    секунд,    дать
успокоиться   обучаемым,   при   установлении   тишины, объявить
задачи занятия;

-        обучение технике нового приема проводить фронтально, уделяя

-        внимание отдельным обучаемым с целью исправления ошибок;

-        быть всегда спокойным и выдержанным;

-        при разговорах и шуме или остановить группу, или переключить
внимание обучаемых на другую работу;

-        составить карточки индивидуальных заданий с учетом особенностей усвоения двигательных действий, чтобы избежать появления пауз, снижения темпа занятия, особенно к его окончанию.

Второй   не   менее   важной   строй   индивидуализации   обучения является индивидуальный подход, который предполагает:

-          учет индивидуальных особенностей обучаемых;

индивидуальную работу с каждым спортсменом.

Мною были классифицированы  индивидуальные  особенности обучаемых. В этой классификации учитывались особенности:

1.      Телосложения:

-        гиперстенический тип;

-        нормостенический тип;

-        гипостенический тип.

Наблюдения         показали,  что         спортсмены гиперстенического   типа   сложения   с трудом   выполняют упражнения   на   выносливость   и легче   —   с   проявлением

абсолютной силы,  а гипостенического типа,  как правило, наоборот.

2.      Физического развития:

-        гармонично физически развитые;

-        недостаточно физически развитые;

-        плохо физически развитые.

3.      Физической подготовленности:

-        глубина теоретических знаний;

-        объем и разносторонность усвоения двигательных действий на
уровне двигательного умения;

-        объем двигательных действий, доведенных до двигательного
навыка;

-        определение  по  каждому  обучаемому   степени   физической

-        подготовленности к выполнению данного приема.

-        В ходе обучения есть возможность убедиться в том, что двигательное умение характеризуется тем, что сегодня спортсмен умеет или может выполнить прием, а завтра нет. Двигательное умение необходимо доводить до двигательного навыка, характеризующегося устойчивостью выполнения двигательного акта.

4.      Функциональные особенности:

-        особенности двигательной деятельности;

-        особенности течения вегетативных функций;

характер биохимических реакций.

5. Психические особенности:

-        тип нервной системы;

-        особенности .темперамента.

Так, с учетом этих особенностей, мы пришли к выводу, что в конце подготовительной части занятия целесообразно выделять 3-5 минуты для того, чтобы обучаемые под контролем тренера-преподавателя самостоятельно доразмялисъ, памятуя о том, что, скажем флегматику необходимо большее время для подготовки мышц и функциональных систем организма к предстоящей работе.

6. Переносимости физических нагрузок и возрастные особенности.

Проводя занятия с различными категориями спортсменов установлено, что  у человека с возрастом накапливается отрицательный двигательный опыт, ухудшаются его координационные способности, в большей степени развито  чувство  самосохранения,   как защитная функция    организма, ввиду    чего    его    труднее    научить сложно-координационным техническим действиям. Исходя из применяемых форм проведения учебно-тренировочных занятий,    под    индивидуализацией    обучения    надо    понимать    и дифференцированный подход к обучаемым. Для слабо успевающих надо устанавливать   индивидуальные   задания   на   занятие,    под   личным руководством   тренера   осуществлять   подготовку   опорно-двигательного аппарата,   мышечной   системы   для   выполнения   конкретного   приема, организовать тренировку подводящих упражнений, оказывать помощь и страховку.   Считается  правильным  поощрять  пусть  и  незначительные успехи в ходе тренировки.

Методами индивидуального обучения являются:

-        индивидуальный метод;

-        метод групповой индивидуализации;

-        метод индивидуальных заданий.

Под индивидуальным методом понимается способ передачи знаний и формирования двигательных навыков при непосредственном участии тренера-преподавателя. Как правило, занятие по этому методу проводится в форме индивидуального урока.

Суть метода групповой индивидуализации состоит в следующем. У каждого тренера в каждой группе всегда есть сильные и слабые обучаемые. И он, как правило, ориентируется на средних. А по этому методу группу на делить на 3-4 подгруппы, выделяя сильных, средних, слабых и может быть очень слабых в отношении моторной подготовленности начинающих борцов, акцентируя особое внимание на последних.

Применяя метод индивидуальных заданий, тренер-преподаватель дает задание (установку) на занятие и непосредственно контролирует его выполнение, внося по мере необходимости определенные коррективы. По этому методу могут даваться задания и для самостоятельной тренировки, то есть без непосредственного участия тренера, в связи с чем, чтобы исключить появление ошибок, сложилась определенная система требований к индивидуальному заданию:

-        упражнения должны быть простыми и доступными;

-        тренировочное задание должно быть выполнимым.

Что же дает индивидуализация обучения?

Во-первых, усиливается заинтересованность обучаемых.

Во-вторых, у начинающих борцов формируется уверенность в себе,

развивается самостоятельность.

В-третьих, повышается ответственность тренеров.

В-четвертых, появляется возможность применения ранее не использованных резервов, элементов творчества на занятиях.

В-пятых, устраняется нивелировка, стандартизованность в подходе к проведению занятий.

В-шестых, улучшается качество учебно-тренировочного процесса.


 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Тема работы: «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                         - ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ НАЦИИ».

  

 

выполнил: инструктор-методист                         

Игнатов Михаил Анатольевич

 

 

 

г.Одинцово  2019 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..2 стр.

 

1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПОРТА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

    И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ………………………………....3-5 стр.

 

2. РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ

    ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………....5-8 стр.

 

3. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    И СПОРТА…………………………………………………………….8-10 стр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… ……11 стр.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...….12 стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства.

Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.

По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации резко сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.

Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.

Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

 

 

1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПОРТА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: «...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам». Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

В США, например, еще в 60-е годы, спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью самого американского общества. Начиная с 70 - 80-х годов прошлого столетия спорт в США является "второй религией", в которую верят большинство американцев. Население бережно относится к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый "психологический барьер" в отношении населения к физической активности .

Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от TV, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.

Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос, а гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?

 По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.

 

 

2. РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.

 Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны - ровесники, а с другой - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов .

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Термин "вторичная социализация" охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации - Госкомспортом, федерациями, СМИ и т.д.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер), вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. В социологии, как правило, они связываются с отношением к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую . Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эту стадию принято разделять на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его поступления в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Это касается периода обучения в вузе или техникуме, то существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. Вместе с тем обучение в учебных заведениях подобного рода довольно значительно отличается от обучения в средней школе, в частности в отношении все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому данные периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема весьма важна как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из главных социальных групп общества, проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Нелегко согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса нельзя переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, и определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал у лиц, которые составляют социальную группу пенсионеров. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации . Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея десоциализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности у лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в "воспроизводство" социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности.

 Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

 

 

3. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.

Однако в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта - отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой - отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. Поэтому в условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.

Эта система в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем развития человека и должна быть направлена на:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей;

- воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.);

- консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;

- развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность;

- воспроизводство здорового населения;

- подготовку к производственной деятельности и воинской службе;

- формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;

- проведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;

- удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах;

- создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России;

- более эффективную социальную и физическую реабилитацию инвалидов;

- сохранение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и ускорение процессов интеграции России в общемировую систему;

- создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения.

Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, трудовых коллективов, общественных организаций и партий, учебных заведений.

Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно - спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

 

Список литературы

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М.: Советский спорт, 1996.

3. Дубровский В. И. Спортивная физиология.- М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология.- СПб: Питер, 2006.

5. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт. № 3. 2007.

6. Физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: СпортАкадемПресс, 2003

7. Фролов С. А. Социология: Учебник для студентов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

8. Энциклопедия физической подготовки. – М.; ФиС, 2004.- 232 с.


 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Слушатель курсов повышения квалификации

«Практика работы со спортивным резервом, перспективы, проблемы и пути их решения».

инструктор-методист

Игнатов Михаил Анатольевич

 

 

ИТОГОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Спортивная тренировка»

 

 

Одинцово – 2019 г.

 

 

Спортивная тренировка

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Понятие о спортивной тренировке

 

2.      Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая

 

3.      Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена

 

4.      Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная

 

5.      Средства ОФП

 

6.      Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость

 

7.      Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность

 

8.      Пульс покоя и после нагрузки

 

9.      Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании»

 

10.   Роль разминки в учебно-тренировочном занятии

 

11.   Понятия: состояние боевой готовности, стартовая апатия, стартовая лихорадка

 

12.   Литература

 

 

1. Понятие о спортивной тренировке.

 

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить Здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.

 

2. Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая.

 

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический,

тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, тех­ническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы.

 

Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.

1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание

целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

 

3. Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена.

 

В процессе физического воспитания применяются как об­щепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

·         метод регламентированного упражнения;

·         игровой метод;

·         соревновательный метод;

·         словесные и сенсорные методы.

     Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

 

4. Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная.

 

     Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс со­вершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере де­ятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

• достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

• приобрести общую выносливость;

• повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные

способности;

• увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

• улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

• научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением

расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства —  уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

     Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических

качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

·         спортивная подготовка;

·         профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

5. Средства ОФП.

 

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

 Физические упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями — средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

• как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

• при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

 

6. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость.

 

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным навыкам.

     Воспитание силы

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой, путем регулярных и методически правильно построенных трениро­вочных занятий.

     Воспитание быстроты

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Понятие «быстрота» в физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:

·         латентное время двигательной реакции;

·         скорость одиночного движения;

·         частоту движений.

     Воспитание выносливости

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость — это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения — физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости — общую и специальную.

     Общая выносливость — это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интенсивности, а для другого — высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнений (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

     Воспитание ловкости

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

·         осваивать координационно сложные двигательные задания;

·   быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

·         повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

     Воспитание гибкости

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности.

Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок.

 

7. Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность,

постепенность.

 

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

·         сознательность и активность, наглядность,

·         доступность,

·         систематичность,

·         динамичность.

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

     Принцип доступности

Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, ко­торые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе — не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

Принцип доступности в практике физического воспитания студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодоления некоторой частью студентов объективных трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.

Чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней части» студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая — в усложненных.

По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Каждая из микрогрупп получает оптимальное задание. Микрогруппы не постоянны, так как у каждого студента своя «степень доступности» при выполнении разных упражнений. Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся , учебно-тренировочной группы.

Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

     Принцип систематичности

Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине

«Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон — непрерыв­ности учебно-тренировочного процесса.

Повторяемость и вариативность в применении различных упраж­нений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

     Принцип динамичности

Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается

в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными.

По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной

работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

 Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

8. Пульс покоя и после нагрузки.

Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких показателей много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС).

Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: О, I, II, III. Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления (при повторном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих.

Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности.

При воспитании общей выносливости для подготовленного спорт­смена характерно естественное «вхождение» во вторую зону интенсивности нагрузок. Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130— 140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160—165 удар/мин.

В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенст­вуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значитель­ного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы (при покое 0,25 с — сокращение, 0,75 с — отдых; при 180 удар/мин — 0,22 с — сокращение, 0,08 с — отдых), резко возрастает кислородный долг.

К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера (прикидки и т.д.).

 

9. Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании».

 

Временное снижение работоспособности называют "мертвой точкой", состояние организма после ее преодоления называют «вторым дыханием». Эти два состояния характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности.

В состоянии «мертвой точки» существенно учащается дыхание, нарастает легочная вентиляция, активно поглощается кислород. Несмотря на то, что увеличивается и выведение углекислоты, ее напряжение в крови и в альвеолярном воздухе нарастает. Частота сердечных сокращений резко увеличивается,давление крови повышается, количество недоокисленных продуктов в крови растет. При выходе из «мертвой точки» за счет более низкой интенсивности работы легочная вентиляция еще какое-то время остается повышенной (необходимо освободить организм от накопившейся в нем углекислоты), активизируется процесс потоотделения (налаживается механизм теплорегуляции), создаются необходимые соотношения между возбудительными и тормозными процессами в центральной нервной системе. При высокоин­тенсивной работе

(максимальная и субмаксимальная мощность) «второго дыхания» не наступает, поэтому продолжение ее осуществляется на фоне нарастающего утомления. Различная длительность и мощность работы обусловливает и раз­личные сроки возникновения «мертвой точки» и выхода из нее. Так, при забегах на 5 и 10 км она возникает через 5—6 мин после начала бега. На более длительных дистанциях «мертвая точка» возникает позднее и может иметь место повторно. Более тренированные люди, адаптированные к конкретным нагрузкам, преодолевают состояние «мертвой точки» значительно легче и безболезненнее. Одним из инструментов ослабления проявления «мертвой точки» является разминка, которая способствует более быстрому наступлению «второго дыхания». Необходимо также помнить, что в процессе тренировочных занятий организм приспосабливается к проявлению волевых напряжений, учится «терпеть», преодолевать неприятные ощущения, имеющие место при кислородной недостаточности и накоплении в организме недоокисленных продуктов.

Наступлению «второго дыхания» также способствует произвольное увеличение легочной вентиляции. Особенно эффективны глубокие выдохи, способствующие удалению (с выдыхаемым объемом воздуха) углекислоты из ор­ганизма и восстановлению кислотно-щелочного равновесия.

 

10. Роль разминки в учебно-тренировочном занятии.

 

Одним из известных приемов, регулирующих предстартовые реакции, является разминка, словесные воздействия на вторую сигнальную систему, массаж, произвольные изменения ритма и глубины дыхания.

Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температуры тела, деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на подготовку тех образований и звеньев двигательного аппарата, которые ответственны непосредственно за выполнение предстоящей деятельности. Под влиянием разминки повышается активность ферментов и скорость протекания биохимических реакций непосредственно в мышцах, их возбудимость и лабильность, готовность к напряженной деятельности. В среднем разминка должна продолжаться 10—30 мин и сопровождаться началом потоотделения, свидетельствующего о готовности теплорегуляционных механизмов к повышенным требованиям во время основной физической работы. Однако необходимо помнить, что разминка не должна приводить к утомлению, а должна способствовать успешному врабатыванию организма.

 

11. Понятия: состояние боевой готовности, стартовая апатия, стартовая лихорадка.

 

Связанные с выполнением физических упражнений общего и особенно специального (спортивного, соревновательного) характера изменения многих функций организма (увеличение частоты сердечных сокращений, систолического и минутного выброса сердцем крови, легочной вентиляции, потребления кислорода, повышение интенсивности обмена веществ и энергии и т.д.) могут наблюдаться еще до начала выполнения какой-либо мышечной деятельности, в результате возникновения предстартового и стартового состояния.

Физиологическими исследованиями выявлено три разновидности предстартовых состояний:

1) боевая готовность (оптимальный и желаемый результат), когда имеют место умеренные соматические и вегетативные реакции: повышаются возбудимость и лабильность (подвижность) двигательного аппарата, усиливается деятельность органов дыхания, кровообращения и ряда других физиологических систем, заинтересованных в успешном выполнении предстоящей физической нагрузки;

2) предстартовая лихорадка характеризуется резко выраженными процессами возбуждения, снижающими способность к дифференцированию раздражителей и ухудшению процессов координации и управления движениями, приводящими к необоснованному повышению вегетативных сдвигов;

3) предстартовая апатия, когда преобладают тормозные процессы (как правило, имеет место у недостаточно тренированных лиц, объективно неподготовленных к предстоящей мышечной деятельности). Проявление предстартовых реакций связано с уровнем тренированности и вполне может быть регулируемо.

                    

 

12. Литература:

 

1.      Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания

 

2.      Зимкин Н.В. Физиология человека

 

3.      Дешин Д.Ф. Врачебный контроль